«Время мужества и безотказного труда»
Как газеты 1970-х освещали старт строительства БАМа
Весной 1974 года в СССР началась «стройка века». «Комсомол горячо откликнулся на призыв партии принять активное участие в строительстве Байкало-Амурской железной дороги», — объявил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, выступая на XVII съезде ВЛКСМ 23 апреля того года. Спустя четыре дня с Ярославского вокзала на строительство БАМа уехал первый комсомольский отряд. В путь с добровольцами отправились и корреспонденты «Известий»: уже 29 апреля в газете опубликовали первый материал о «дороге в будущее». О том, что писали наши коллеги о реализации амбициозного инфраструктурного проекта, — в этом материале.
В том апрельском материале «Известия» приводили и другие слова Леонида Брежнева с XVII съезда: «Эта стройка имеет огромное значение. Байкало-Амурская магистраль прорежет вековую тайгу, пройдёт там, где лежат огромные богатства, которые надо поставить на службу Родине. Здесь будет создан новый большой промышленный район страны». «Мы твёрдо уверены, что комсомольцы, молодёжь внесут свой достойный вклад в эту грандиозную стройку», — отмечал генсек.
Эта магистраль открыла «новую страницу в истории освоения советскими людьми Северной Азии», писали «Известия» в июне 1974 года. Одну из крупнейших магистралей в мире строили одновременно с востока и с запада.
«Трасса мужества», как её называли советские газеты в то время, строилась достаточно динамично, со стабильным опережением графика. Сегодня уже известно, что центр Сибири с портами на берегу Татарского пролива соединили более 4 тыс. км стального пути.
«Путёвка райкома комсомола в кармане, вещевой мешок за плечами, улыбка на губах, готовность — нет, больше, стремление жить трудно, жить яростно, чтобы оставить после себя след на земле: города, стальные рельсы магистрали. Добровольцев, «одержимых и по‑настоящему счастливых, знают и любят».
Уже в конце мая 1975 года Леонид Брежнев поздравлял комсомольцев с досрочным выполнением «больших объемов строительных работ на железнодорожной линии БАМ-Тында в сложных условиях необъятного таежного края». Как писали 21-го числа «Известия», рабочее движение поездов запустили на пять месяцев раньше заявленного срока.
В газете говорилось, что Брежнев отмечал: «Открытие движения на новой линии имеет большое народно-хозяйственное значение, создаёт условия для дальнейшего разворота работ по сооружению Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, дальнейшего освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока».
На следующий день — 22 мая — вышла «Комсомольская правда», где подчёркивали: добровольцы «в ответ на высокую оценку их труда» дали генсеку слово «и впредь работать по‑ударному, с честью выполнять задание Родины».
«Ни мировая, ни отечественная практика строительства железных дорог ещё не знали таких темпов строительства, какими сооружался БАМ»
Магистраль «недаром называют „стройкой века“: жизнь ставит здесь задачи, не встречавшиеся в практике ранее, решать их нужно было оперативно и экономически обосновано», отмечал автор материала.
Первые заметные результаты начали появляться спустя два года. «Дошла очередь до самых потаенных глубин страны: аянскую ель повезут отсюда в порты Дальнего Востока, она даст стране золото. Станет брусом для домов и оконными переплетеньями, будет изрублена в щепу, переварена и, превратившись в белые пухлые листы целлюлозы, обернется потом шелком, штапелем и множеством других товаров», — писали «Известия» в марте 1976 года. «Скоро сквозь тайгу сплошным потоком пойдут лесовозы», — ожидал автор издания.
«БАМ... здесь по‑особому понимаешь насущную необходимость освоения природных ресурсов в зоне, примыкающей к магистрали, по мере завершения строительства её отдельных участков. Великая стройка как можно быстрее должна окупать себя», — отмечало тогда издание.
В то время планировали, что в зоне БАМа создадут 30–40 леспромхозов, также начнётся сооружение целлюлозно-бумажных комбинатов в городах — например, в Хабаровске и Амурске. Это должно было обернуться большим увеличением объёмов производства газетной и писчей бумаги, деревянных плит, фанеры, шпона и мебели. «Первые ласточки» появились тогда же — в 1976 году, когда началось сооружение лесопромышленных комплексов: Тындинского, Беленького и Амгуньского.
Строительно-монтажные поезда шли на БАМ со всей страны — с Украины и из Краснодара, Ставрополья, Грузии, Азербайджана и Армении, работники возводили дома, применяли для отделки уже местные материалы. Как писали газеты в мае 1979 года, «они бережно относятся к природе, и, глядя на новые посёлки, не верится, что им всего несколько лет», — подчёркивали «Известия».
Жилищное строительство развивалось активно. Например, в Тынде уже в 1979 году начали появляться девятиэтажные дома. Как писали «Известия» 28 мая того года, закончился монтаж 24-го по счету девятиэтажного дома, фундамент был заложен москвичами. «Столичные строители, приехавшие на БАМ, трудятся с постоянным опережением директивных сроков. В шутку они называют Тынду самым восточным микрорайоном Москвы».
«Обжить магистраль — значит иметь людей, поселившихся здесь навсегда... В прошлом году строительные организации перевыполнили план строительно-монтажных работ по жилищно-гражданскому строительству», — отмечало в 1979 году издание. Хотя возведение внешних водопроводных сетей, канализации тогда ещё не началось.
В июне газета сообщала, что «Тында стала оживлённым железнодорожным перекрёстком: здесь формируются и отправляются в четырёх направлениях грузовые, пассажирские и пригородные поезда. А недавно открыто прямое пассажирское сообщение между Москвой и Тындой».
Спустя 10 лет от начала стройки комсомольцы соединяли два участка железной дороги — западный и восточный. «1 октября Куанда стала центром большого праздника бамовцев — укладки „золотого“ звена рельсов», —писали «Известия» осенью 1984 года. Туда приехали делегации строителей из всех регионов, по которым проходит дорога, представители шефских подразделений, почетные гости, всего «5 тыс. участников заполонили пристанционную площадь». «Предварительно было снято 50 метров путей, на их место теперь лягут окрашенные в цвет золота рельсы», их специально изготовили на Кузнецком металлургическом комбинате им. В.И. Ленина.
«И вот под овации собравшихся символическое „золотое“ звено уложено!», — говорится в репортаже издания с этого мероприятия. «Миг — и взметнулись над ликующим народом алые знамёна, взлетели вверх каски строителей, хлопнула пробка шампанского... Рельсы БАМа столкнулись будто в крепком рукопожатии», — подчёркивали «Известия» в 1984 году. «Сравнение нам кажется уместным, потому что 10 лет стройки были не только временем мужества и безотказного труда, но и взаимовыручки, готовности в любую минуту прийти на помощь товарищу».
1 октября первый секретарь Каларского райкома КПСС Федор Тестов рассказал всем присутствующим, что в 1974 году первому отряду строителей магистрали вручили символический ключ от БАМа: его разъединили, одну из половин передали части отряда, которая уезжала в Звёздный, а другую — тем, кто поехал в Тынду. «Наступил счастливый момент: комсомольцы вместе со всеми строителями выполнили клятву, данную партии и комсомолу, и встретились здесь, в Куанде». Под звуки марша этот ключ соединили.
«Было нелегко. Магистраль пришлось прокладывать через болота и мощные наледи, по вечной мерзлоте и каменным осыпям, через реки и протоки, которые во время паводков превращаются во всесокрушающую силу, но еще более могучей силой оказались люди, вооруженные современной техникой. Они победили».