Упрямые цифры

Все особенности БАМа — от общей протяженности
до населения ее окрестностей

В конце октября 1984 года власти СССР объявили о завершении строительства одной из крупнейших магистралей в мире — Байкало-Амурской. Месяцем ранее на разъезде Балбухта, сообщали советские СМИ, состоялась последняя стыковка рельсов. Какой по счёту она была — сегодня уже вряд ли получится выяснить. Понятно одно — цифра получилась впечатляющей. Как в целом все показатели, имеющие хоть какое‑то отношение к этому уникальному проекту. С некоторыми из этих действительно говорящих за себя цифр мы вас сейчас и познакомим. Итак, какова общая протяжённость БАМа, сколько областей и краёв пересекает эта дорога, сколько станций и населённых пунктов появилось там за 12 лет стройки и что ещё делает эту магистраль такой, какая она есть — в нашем материале. Сразу предупредим — о большинстве этих фактов вы вряд ли догадывались.

Через тайгу и реки

БАМ — железная дорога, проходящая от Тайшета до Советской Гавани. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, её общая протяжённость составляет 4287 км. А если учитывать ответвления и соединительные линии, то выйдет значительно большая длина — почти 5600 км. БАМ идёт через реку Ангару в Братске и через Лену — в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем через Тынду добирается до Амура и заканчивается (пока) на берегу Тихого океана.

Эта дорога проходит несколько севернее Транссиба. Байкало-Амурская магистраль связана с Транссибирской с помощью трёх соединительных линий: Тында — Бамовская, Новый Ургал — Известковая и Комсомольск-на-Амуре — Волочаевка.

БАМ — самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие не самые легкодоступные регионы России. Так, дорога сокращает перевозку до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Якутии — на 600 км, а на Сахалин, Камчатку и в Магадан — сразу на 1000 км.

Дорога пролегает через три часовых пояса и шесть субъектов РФ — Иркутскую и Амурскую области, Бурятию и Якутию, Хабаровский и Забайкальский края. На этом отрезке находится 280 железнодорожных станций и разъездов, 63 города и посёлка. Дорога пересекает 11 полноводных рек, в том числе Ангару, Лену, Амур, Зею, Витим, Олекму, Селемджу и Бурею. Магистраль включает 4300 искусственных инженерных сооружений, например, тоннели, мосты и водопропускные трубы.

На пути БАМа находятся сразу несколько горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Туранский, Дуссе-Алинский и Сихотэ-Алинский. Причём более 30 км железной дороги проходит в тоннелях, самые крупные из них — Северомуйский (15,3 км) и Байкальский (6,7 км). Максимально высокая точка БАМа, 1323 м над уровнем моря, — это Муруринский перевал, он располагается на Каларском хребте Станового нагорья около реки Мурурин (1820 км БАМа).

Города строительных династий

В конце апреля 1974 года, 23-го числа, на заседании XVII съезда ВЛКСМ Байкало-Амурскую магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже через 4 дня с Ярославского вокзала на строительство БАМа выехал первый комсомольский отряд, для него выделили специальный поезд № 14. На перронах всех крупных городов его встречала молодёжь: стихийно возникали митинги, люди обменивались фотографиями, книгами и значками. Добровольцев сразу же воспринимали так, как будто они уже строят эту дорогу. Тогда начали появляться и первые песни о БАМе: «Мы — молодая гвардия труда», «Отряды наши миллионные зажгут зарницы над тайгой...».

Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели так называемые свои объекты: например, крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан — Белоруссия, Уоян — Литва, Кичеру — Эстония, Таюру — Армения и так далее. Над Тындой, столицей БАМа, шефствовали москвичи, а над Северобайкальском — строители из Ленинграда. Помимо добровольцев на стройке трудились и военные. Например, восточный участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре длиной 1459 км строили Железнодорожные войска Тындинского и Чегдомынского корпусов.

Спустя 10 лет от начала стройки бригада Александра Бондаря встретилась с путеукладчиками Ивана Варшавского на разъезде Балбухта на 877-м километре магистрали. Здесь и произвели историческую стыковку, которая стала символом окончания стройки, — это случилось 29 сентября 1984 года. Через несколько дней, 1 октября, на станции Куанда (её строили рядом) для гостей со всей страны устроили праздник с укладкой «золотого» звена.

1 ноября
1989 года

Строительно-монтажные поезда шли на БАМ со всей страны — с Украины и из Краснодара, Ставрополья, Грузии, Азербайджана и Армении, работники возводили дома, применяли для отделки уже местные материалы. Как писали газеты в мае 1979 года, «они бережно относятся к природе, и, глядя на новые посёлки, не верится, что им всего несколько лет», — подчёркивали «Известия».

Часть транспортного каркаса РФ

Байкало-Амурская магистраль — это серьёзный вклад в фундамент современной экономики. Это беспрецедентный проект с точки зрения освоения и заселения новых территорий страны, которые имеют серьёзный потенциал.

При строительстве БАМа были основаны больше шести десятков новых населённых пунктов, из которых три — это города Северобайкальск, Тында и Февральск. Общее население региона к моменту окончания работ в 1984 году составило 1 млн человек. В городах обустраивались железнодорожники — основная профессиональная группа среди жителей регионов магистрали, они работали на дороге сразу трудовыми династиями.

Советский этап развития Байкало-Амурской магистрали окончательно завершился 5 декабря 2003 года, когда открыли движение по Северомуйскому тоннелю, его протяжённость составляет более 15 км, на строительство ушло 26 лет. Благодаря БАМу железная дорога практически добралась до столицы Якутии, сейчас поезда идут до станции Нижний Бестях на правом берегу Лены.

Советский этап развития Байкало-Амурской магистрали окончательно завершился 5 декабря 2003 года, когда открыли движение по Северомуйскому тоннелю, его протяжённость составляет более 15 км, на строительство ушло 26 лет. Благодаря БАМу железная дорога практически добралась до столицы Якутии, сейчас поезда идут до станции Нижний Бестях на правом берегу Лены.

В современных условиях БАМ — часть транспортного каркаса российской экономики, она обеспечивает восточные регионы необходимыми товарами, а также гарантирует сбыт экспортной продукции через порты Дальнего Востока. Провозная способность Байкало-Амурской магистрали в 2024 году составит 48,6 млн т, для сравнения: в 2012 году она равнялась 14,4 млн т.

Поделиться с друзьями