Птица-стройка
Как БАМ меняется прямо сейчас
В год 50-летия Байкало-Амурской магистрали аббревиатура БАМ снова появилась в новостных заголовках. Конечно, она не покидала страницы СМИ все эти годы, но именно в 2024-м это название зазвучало по‑новому. Ведь именно в этом году было объявлено о запуске очередного — уже третьего по счёту — этапа развития БАМа. В конце XX века БАМ был предназначен в основном для внутренних перевозок. Однако в новом столетии магистраль помогла открыть для российской экономики рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Дорога обеспечила надёжный транзитный маршрут для всей Евразии, в единой связке с Транссибом она стала стратегическим транспортным коридором уже не только национального, но и глобального значения.
Конечно, постоянно растущий грузопоток обязывает непрерывно развивать железную дорогу. Ведь только за последние 12 лет провозная способность БАМа выросла втрое и в 2024 году она достигнет 48,6 млн тонн. А в ближайшие 8 лет она увеличится ещё втрое!
«В этом году мы запускаем очередной, уже третий по счёту, этап развития БАМа и Транссиба, повышаем пропускную способность Восточного полигона железных дорог. Как и наши предшественники, мы реализуем этот проект с привлечением передовых технологий и инженерных решений, сформируем дополнительный спрос на продукцию отечественных машиностроительных и металлургических предприятий, на услуги строительного комплекса и целого ряда других отраслей».
По его словам, через десять лет объём перевозок по Восточному полигону должен выйти на уровень 270 млн тонн в год (для сравнения: в 2021 году эта величина составила 144 млн тонн, а в 2024-м 180 млн тонн). Это позволит более широко осваивать природные ресурсы в зоне притяжения БАМа и Транссиба, станет мощным импульсом для открытия промышленных комплексов, создания современных рабочих мест, развития социальной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Глава государства подчеркнул, что нужно не только «расшить узкие участки», а на всём протяжении БАМа проложить сплошные вторые пути, ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов, включая дублёры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре.
Глава государства подчеркнул, что нужно не только «расшить узкие участки», а на всём протяжении БАМа проложить сплошные вторые пути, ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов, включая дублёры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре.
Ждать себя железнодорожники не заставили. ОАО «РЖД» и ГК «Бамтоннельстрой-Мост» уже заключили договоры подряда на строительство указанных тоннелей и моста. Это наиболее крупные и сложные объекты, возведение которых займёт больше всего времени, поэтому для достижения целевых параметров провозной способности Восточного полигона их строительство необходимо начинать в первую очередь.
Завершить строительство Кодарского тоннеля планируется к концу 2030 года, строительство вторых Северомуйского и Кузнецовского, а также моста через Амур — до конца 2032 года. Предварительная стоимость проектирования и строительства составляет почти 500 млрд рублей.
Однако работы по расширению БАМа и не прекращались. В феврале этого года в Хабаровском крае состоялась сбойка нового Дуссе-Алиньского тоннеля протяжённостью 1824 м. Проходка тоннеля велась буровзрывным способом одновременно с западного и восточного портала. В забое пробуривались шпуры, в которые закладывалась взрывчатка. После извлечения разрушенной взрывом породы, монтажа арок временного крепления и набрызг-бетонирования цикл повторялся. Для проходки тоннеля произведено 1220 таких циклов, использовано 200 тонн взрывчатки, вывезено 150 тыс. кубометров горной породы.
Новый Дуссе-Алиньский тоннель строится параллельно действующему, введённому в эксплуатацию в 1982 году. Это один из самых сложных и важных объектов в рамках модернизации Восточного полигона. Ввод нового тоннеля даст на этом участке прирост грузооборота 20–30%.
Также в Хабаровском крае открылось двухпутное движение поездов по участку Дюанка — Токи на подходе к портам Ванинского транспортного узла. Этот участок проходит в прижимах к побережью Татарского пролива, соединяющего Охотское и Японское моря. Поэтому строителям, чтобы расширить железную дорогу, пришлось переработать более 820 тыс. кубометров скального грунта. На перегоне наведено три моста.
Кроме того, программа развития Восточного полигона предусматривает строительство 360 километров вторых путей между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью. Пропускная способность линии в итоге увеличится почти вдвое — с 33 до 58 пар поездов в сутки.
Кроме того, программа развития Восточного полигона предусматривает строительство 360 километров вторых путей между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью. Пропускная способность линии в итоге увеличится почти вдвое — с 33 до 58 пар поездов в сутки.
За годы развития БАМа работы велись на участках самой разной сложности. Например, строительство второго главного пути на участке Сенаторский — Икабьекан в Забайкальском крае железнодорожникам пришлось работать в условиях вечной мерзлоты. При модернизации участка объём земляных работ, в том числе с применением охлаждающей наброски для сохранения вечной мерзлоты в основании насыпи, составил почти 115 тыс. кубометров, построены семь новых мостов.
Значимым искусственным сооружением стал и шестипролётный мост через реку Икабьекан протяжённостью 282 м. Сооружения возводились по специальным технологиям для обеспечения дополнительной устойчивости и рассчитаны на пропуск тяжеловесных поездов в условиях высокой сейсмической активности, характерной для этого участка магистрали.
В высокогорном районе Бурятии завершено строительство двухпутной вставки на перегоне Муякан — Улан-Макит. При укладке полотна железнодорожники учитывали высокую сейсмичность района — до 9 баллов. Открытие движения по новому участку в комплексе с другими объектами увеличит провозную способность на участке Северобайкальск — Таксимо в два раза — с 24,7 до 51,2 млн тонн грузов в год.
Сегодня работы ведутся на протяжении всей Байкало-Амурской магистрали. После завершения модернизации по всем участкам БАМа смогут перемещаться грузовые поезда предельной массой 7100 тонн (против 5600, 6000, а на отдельных участках 4900 тонн).
Укладывается более прочная рельсошпальная решётка на железобетонном основании, благодаря которой пути станций смогут принимать грузовые поезда протяжённостью в 71 вагон, сейчас максимальная вместимость таких поездов 57 вагонов.
По сути, в рамках проекта модернизации БАМа создаётся принципиально новая по качеству железнодорожная инфраструктура с привлечением самых передовых технико-технологических решений.